От реальной виртуальности к скрытой действительности

Valentin "Aze" Osetrov
От реальной виртуальности к скрытой действительности

Представьте, что все уголки мира и любые расстояния стали для вас преодолимыми. В любую минуту — хоть куда. Или любое желание будет исполнено мгновенно! Для этого всемогущества надо нажать всего лишь пару кнопок. Р-р-раз… и бешеная гравитация вашего дивана исчезла… вжу-у-ух… и две знойные мулатки натирают маслом ваши чресла на маленьком острове в Карибском море… У этого невозможного счастья есть, кстати, простой рецепт.

Вы задумывались о том, что можно обмануть собственные ноги? Да, безжалостно и подло кинуть их в самое пекло лжи! Или пойти дальше и обдурить ещё и собственный мозг? А?! Спешу успокоить. Мы делаем это постоянно. Выключите своих роботов и сядьте удобно. Наш сегодняшний рассказ будет о мире виртуальной реальности…

Как всегда, не буду утомлять вас сложными оборотами и бесконечными цифрами. Расскажу об истории, о современном состоянии рынка VR и немного пофантазируем о будущем технологии (самое интересное).

Виртуальная реальность — это искусственно созданный с помощью технических средств мир, который воздействует на основные органы чувств человека. Бывает ещё дополненная реальность, и её не надо путать с виртуальной. Один мир полностью создаётся, а другой лишь вносит изменения в реальный (покемонов помните?).

Стереоскоп

Точной даты начала эры обмана мозга не существует. Ещё в 19 веке начали проводить эксперименты, снимая фото для каждого глаза отдельно. Соответственно был придуман аппарат, названный стереоскопом. Две фотографии посредством зеркал, а потом линз, и, конечно, работы мозга сливались в одну картинку. Изобретателя звали Чарльз Уинстон, и он указал нам на важность бинокулярного зрения. Когда на всемирной выставке в 1851 году показали первый стереоскоп, его приняли очень тепло. За год было продано более миллиона штук, что по тем временам считалось немыслимым. В той или иной форме, стереоскопы существуют и по сей день. Важно, что тогда был заложен фундамент всей индустрии шлемов и очков виртуальной и дополненной реальности.

Советский стереоскоп 1950 год

Советский стереоскоп 1950 год

Sensorama

В 1962 году Мортон Хейлиг — человек, работающий в кинематографе — запатентовал очень необычное устройство под названием «Sensorama». За это изобретение он навеки получил статус отца виртуальной реальности. И поверьте, было за что.

Аппарат, который вы видите на фото, на тот момент просто поражал людей. Представьте, что садитесь на стул, прижимаете своё лицо к экрану и… Помните советские игровые автоматы «Морской Бой»? Вот примерно так… Так вот, в этом устройстве, помимо кино, были вентиляторы для ощущения ветра, стереозвук, в сиденье был вибромотор и… ароматизатор (!!!). Вы едете на мотоцикле по знойным улицам какого-нибудь штата, мотор урчит, чувствуете ямки на дорогах (посредством вибро) и… ещё и вкусно чем то припахивает! Представляете??? Было снято 6 фильмов для развлекательного аппарата «Sensorama». Дорога, балет, прогулка, полёт и даже танец живота, но развития этот проект не получил. Хейлиг на свои деньги снял фильмы и построил опытный образец. Аппарат был очень громоздким, тяжёлым и не нашёл признания бизнесменов того времени. Довольно странно, но это факт.

Sensorama и её автор

Sensorama и её автор

Дамоклов Меч

Странное название для шлема виртуальной реальности. В 1967 неким изобретателем (Айвен Сазерленд) был представлен VR-шлем. Это устройство очень отличалось от предыдущего. Передачу информации осуществлял компьютер, и оно отслеживало нахождение шлема в пространстве. Реагировало на повороты головы!!! Круто! Но безумная конструкция (шлем держал рычаг, свисающий с потолка) и монохромный экран перед глазами совсем не радовал. Совсем.

Развитие компьютерной графики потихоньку вытесняло обычное кино с виртуального пространства. В 70-х годах уже существовали полностью прорисованные на компьютере пространства, и мир VR двинулся дальше. Военные массово стали использовать виртуальную и дополненную реальность в обучении, стали появляться устройства, считывающие движения рук и ног. Ну и индустрия видеоигр не стояла на месте…

GamePlay

Кто такие Sega и Nintendo, рассказывать я не буду. Если не знаешь, удали свой аккаунт навсегда из Сети, либо за тобой придут. В 1987 году одновременно на японский, европейский и американский рынок вышли VR-очки компании SEGA, «запиленные» специально под игровую приставку Sega Master System (название — огонь). Это были первые очки, которые давали объёмное трёхмерное изображение, пусть и слабого качества. Главное, был задан нужный вектор развития. Игр под эти очки было выпущено всего несколько штук, и их развитие закончилось.

Конечно, нельзя забывать Стива Мэнна и его детище — Eye Tap, которое продвинуло мир дополненной реальности. Мы должны помнить запредельно дорогие контроллеры RB2 и разработку студентов из Иллинойса — CAVE. Виртуальная среда CAVE использовала очки и проекцию на стены, что впервые позволило находиться в виртуальном пространстве сразу нескольким людям. NASA тоже не могли не заметить потенциал подобных технологий. Именно им принадлежит внедрение ЖК-экранов в шлемы. Подробно об этом — на просторах «паутины».

Шлем Virtual Boy

Шлем Virtual Boy

1995 год ознаменовался появлением продукта Nintendo. За 180 баксов компания предлагала шлем виртуальной реальности Virtual Boy. Был использован параллакс-эффект, то есть объём перенесли на плоский экран. Шлем был независим от компьютера или приставки. Был круче, чем очки Sega, но имел монохромный экран. Это был самый реалистичный «эффект реалистичности» на то время. Этот продукт сопровождала большая шумиха в прессе, небольшое количество контента, а также головная боль и тошнота при просмотре. «Машина, сводящая с ума» — так ласково о ней отзывались люди, и мир VR вновь погрузился в тень на долгие 10 лет. Были ещё жалкие попытки в 90-е годы возобновить виртуальный мир. Но дальше примитивных военных симуляторов игровых автоматов дело не пошло, пока не появился Палмер Лаки — чувак, изменивший всё…

Шлем NASA с жк-экраном

Шлем NASA с жк-экраном

Oculus Rift

Юный почемучка Лаки Палмер с ранних лет увлекался миром VR. Он коллекционировал все гаджеты, связанные с виртуальностью, и бессонными ночами мечтал качественно зарубиться в VR-версию Chrono Trigger. Но рынок молчал. Лаки решил действовать самостоятельно и «запилил» собственные очки. Да какие!!! Собрав на Kickstarter нужную сумму (2,5 млн.!!!), Палмер представил на рынке нечто! OLED-дисплеи, разрешение 1020X1080, частота 90 Гц, угол обзора 110 градусов. В дополнение к 3D звуку были встроенные гороскоп и акселерометр. Нехило??? Да. Очень даже…

Все попутали (очень удивились) сразу от этого шлема, включая Facebook, который в 2014 году купил стартап за скромные 2 миллиарда долларов. Не обошлось без судебной и политической возни вокруг такого события. Но был положен совершенно новый взгляд на виртуальный мир реальности. Пусть шлем стоит кучу денег и требует от твоего компьютера апгрейда. Пусть. Это всё меркнет на фоне новизны и перспектив технологии.

Корпорации ринулись в бой. Samsung, Google, HTC, Sony — все мы уже знаем эти продукты. Была небольшая проблема с контентом, так как игровая индустрия не успела за Лаки Палмером. Покупать очки и шлемы лишь для просмотра Аватара и порно в 3D — как-то дороговато. Но думаю, всё впереди. Вам, дорогие читатели нашего канала, как говорится, пища для размышления…

Отдельно хочется отметить очки Cardboard. С учётом развития смартфонов и качества дисплеев, по-моему, это был самый логичный шаг. Недорого и вовремя. И сразу полноценный VR, используя лишь картон, пару линз и приложение. Браво, GOOGLE!

HTC Vive — первая система, в которой можно не только крутить головой, но и немного ходить ногами. Пусть всего в 10 м2. Это революция!

Шлем HTC

Шлем HTC

Playstation VR — благодаря цене, простоте и количеству игр с игроками является бесспорным лидером по продажам. Sony продала более 1 млн устройств только за 2016 год.

Нельзя не сказать про новый стартап, который по количеству средств опередил Oculus Rift. Китайская компания Pimax 8K обещает характеристики, вдвое превышающие творение Лаки Палмера.

Рассказывать подробно про современные шлемы не вижу смысла, о них трындят из каждого угла и канала. Поделюсь лишь мыслями о виртуальном будущем, которое, по моему мнению, нас ожидает.

В данный момент несколько компаний работают над внедрением чипа в нашу голову. Связать компьютер и мозг хотят уже давно, плохого тут я не вижу. Это может помочь с болезнями. Это сделает нас умнее — однозначно. Ну и самое интересное — полное погружение в виртуальный мир станет наконец-то воистину полным!

И знаете… эта технология будет покруче, чем изобретение Интернета и двигателя внутреннего сгорания. При определённом развитии в ближайшее время нас ждут глубокие перемены во всех сферах. Игры, отдых, экономика, секс, образование и т.д.

Все деньги миллионера не смогут позволить побывать там, где виртуально гуляет нищий. Смысл шикарных особняков теряет всю прелесть, вы можете создать любую атмосферу у себя в однушке. Про секс я промолчу. Любой райский уголок в созвездии Альдебарана будет вам родным и доступным. Реальное финансовое богатство станет бессмысленным. Зачем ехать в Диснейленд, если в моей голове этот парк имеет статус «межгалактический»? Зачем идти на работу в офис, если мой офис сам придёт при нажатии кнопки ON? Вы только задумайтесь!

Продолжать я не буду. Предлагаю сделать это вашей фантазии…

Спасибо за внимание.



Great! Next, complete checkout for full access to All-In-One Person
Welcome back! You've successfully signed in
You've successfully subscribed to All-In-One Person
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content
Success! Your billing info has been updated
Your billing was not updated