Если бы пять лет назад какой-нибудь смелый аудиофил сказал мне, что у него на телефоне многоканальный звук и т.д., скорее всего он получил бы по глазам. В данный момент на моём смартфоне стоит логотип «DOLBY ATMOS» и знаете…звук, действительно, космический.
Сегодняшний материал посвящён торговой марке с пятидесятилетней историей, которая перевернула мир звука и кино.
Итак…начнём, как обычно, с возникновения и закончим последними разработками. Сложные обороты и понятия — оставим профессионалам. Простым языком — прямо в уши.
Для того чтобы нам охватить всю историю, перенесёмся в неспокойный 1941 год. Ведь именно тогда, уже довольно известная компания Disney, впервые использовала более одного канала звука в своём мультфильме. Что самое удивительное, каналов было несколько — центральный, левый и правый. В те мрачные годы звук «моно» для некоторых был в диковинку, а тут сразу три независимых канала, ещё и записанных оптическим путём. Потрясающе! Так говорили люди, выходившие из кинозала.
Но зачаточное состояние индустрии звукозаписи и начало мировой войны на 10 лет остановили этот процесс. Вдобавок ко всему этому, в Америке ещё не было магнитофонов, и первый аппарат был привезён, видимо, в качестве трофейного из Германии. Началась эра магнитной записи. Да, и в русском языке слово «магнитофон» появилось благодаря названию одной из немецких моделей именуемой Magnetofon. Ну а дальше американцы включили китайцев и скопировали немцев. Фирма Ampex (USA) выпустила аппарат Model 200, который был копией магнитофона AEG Model K4 и который записывал уже на магнитную ленту. Стремительное развитие магнитной записи не заставило долго ждать многоканальный магнитофон, изобретённый парнем по имени Лес Пол (который, на минуточку, до этого придумал электрогитару).
В отличие от диснеевской оптической музыкальной дорожки, теперь звук писали прямо на самой киноплёнке, нанося магнитный слой. Встроенная в киноаппарат магнитная головка считывала этот слой и радовала публику. Киноиндустрия продолжала процветать, и появление широкоформатных плёнок 70 мм (а были 35 мм) и огромных экранов логично требовало соответствующей звуковой картины.
На тот момент существовало два звуковых формата для кино:
- Cinemascope. Разработан для 35 мм киноплёнки компанией 20 век Фокс. 4 канала — правый, левый, центральный и surround-канал. Последний размещался позади зрителей и добавлял картину.
- Todd-AO. Применялся для широкоформатной 70 мм плёнки и имел 6 каналов. К четырём прибавились ещё дополнительные — правый и левый.
Эти форматы успешно существовали до 70-х годов, пока на сцене не появилась компания Dolby Laboratories. И вот с этого момента началась совсем другая история.
Dolby Surround, Dolby Digital, DTS, Pro-Logic, Dolby Atmos — довольно известные вещи, не правда ли? Вообще, само слово Dolby стало нарицательным. А ведь это фамилия основателя компании, о которой я сейчас вам расскажу подробно.
Рей Долби родился в 1933 году в штате Орегон. В 16 лет этот любознательный и уже очень умный юноша работал в компании Ampex (да-да, в той самой, что «слизала» первый магнитофон у немцев), где быстро добился результатов. В 1956 году инженеры компании произвели на свет первый видеомагнитофон, который был огромных размеров и стоил кучу денег, но был принят на ура и заменил старое оборудование на многих телекомпаниях. И в 1957 году Ampex получает премию ЭММИ за такой вклад (вот любят американцы что-нибудь вручать). Рэй Долби быстро выбился в идейные лидеры и серьёзно увлёкся звуком, что в 1965 году привело к созданию компании — лаборатории «Dolby».
Вначале это была британская научная лаборатория, затем компания переехала в США. В то время очень остро стоял вопрос с проблемой шумоподавления в музыкальном материале. И наш юный любитель звука решил этот вопрос, создав профессиональную систему Dolby A. Вскоре появилась Dolby B — система подавления шума, которая становится доступна обычным пользователям. Кстати, благодаря Dolby B получили широкое распространение магнитофонные кассеты. Первый фильм, снятый в 1975 году с использованием системы шумоподавления, был «Заводной апельсин» Стенли Кубрика.
Следующим внушительным шагом компании Dolby стал переход к разработке аналоговой системы четырёхканального звука «Dolby Stereo». Правый, левый, центральный и канал окружающего звука пришлись по вкусу зрителю, и кинотеатры один за другим стали внедрять эту систему в жизнь. Первая серия «Звёздных войн» Лукаса была показана в кинотеатре с логотипом «Dolby». Это было всеобщее признание. Теперь с компанией Рея Долби работали все топовые режиссёры того времени (например, Стивен Спилберг).
Специально для домашнего использования специалисты лаборатории урезали версию Dolby Stereo и «запилили» Dolby Surround. Сначала это была трёхканальная система, но быстро выросла до полноценной — четырёхканальной (Dolby pro Logic), и лого компании стало настоящим знаком качества на аудиоаппаратуре. Появилось понятие «домашний кинотеатр». А это 1987 год. Для нас (россиян) пройдёт ещё 10 лет, когда мы узнаем это слово…
Параллельно с основными разработками постоянно велась работа с обработкой и записью цифрового звука. В 1984 году это был Dolby AC-1, потом AC-2 и, наконец, в 1992 году появляется Dolby Digital 5.1 с шестью каналами объёмного, качественного, цифрового звука. Первым фильмом, показанным с применением этой технологии, стал «Бетмен возвращается».
В 1989 году система шумоподавления впервые используется на портативном кассетном плеере Сони, и компания Dolby выходит на совершенно новый уровень. Dolby Digital Plus — система, которая в 2012 году впервые появилась в смартфоне и пришла на смену плеерам. Более 150 моделей всех известных производителей стали использовать компрессию объёмного звука.
Самая последняя разработка компании — Dolby Atmos. Эта звуковая система работает с системой координат в пространстве и поддерживает до 128 каналов. И что самое интересное, она работает и на смартфоне. Atmos — это мощный инструмент и новый шаг в мире звука. Ближайшее будущее раскроет его потенциал полностью.
Буквально на днях была представлена новая система — Dolby Mobile. Думаю, ясно из названия, для каких целей она создана. Подробно можно прочитать тут.
Рей Долби умер в сентябре 2013 года. Получив 2 Оскара и Эмми, а также несколько десятков патентов, будучи директором Филармонии и управляя мощной командой, в душе оставался преданным звуку. Его тонкая природа и техника всегда были для него выше. Человек с Большой Буквы, который изменил навсегда мир звука.
В заключение хочу привести несколько выражений из интервью с Реем Долби, записанного в 2010 году для журнала «Esquire»:
Мне кажется, что большинство изобретений начинается с того, что изобретателя просто что-то серьёзно не устраивает...
Склонность к изобретению — это то, что у многих людей сидит внутри, а у многих — нет. Но я ненавижу тех, кто говорит, что научиться изобретать невозможно…
Никогда не просите своих подчинённых работать по 80 часов в неделю...
Бессмертие может быть интересно лишь детям и сумасшедшим…
Зачастую в поражении скрыт успех. Важно лишь вовремя разглядеть его…
Вот такая история…
Подробно про многоканальный звук тут. Само интервью.